В одной книги есть такая цитата: «Один из творцов современной цивилизации Зигмунд Фрейд утверждал, что когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, значит он нездоров, поскольку ни того (то есть ни смысла), ни другого (ни ценностей) не существует. Ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного вожделения». То есть просто гормоны играют, и вот как бы гормоны и дают смысл жизни. Это утверждение Зигмунда Фрейда. Ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо, вожделения. Никакого смысла и ценности в жизни нет, все здесь движимо просто вожделением.
«Фрейд пытался свести психику человека к желанию наслаждаться. Однако, – говорит автор книги Виктор Франкл, – никакого нормального человека такое объяснение не устроит». Здоровый человек – это тот, кто задает себе вопрос: «В чем смысл?» Виктор Франкл смеялся над утверждением Фрейда, и он говорил, что смысл не только может, но и должен быть найден.
Для того чтоб разобраться, в чем же смысл, в чем же наши фундаментальные ценности, по которым стоит жить, надо начать с ведической психологии и разобраться в том, что такое эго. По-русски слово «эго» означает «то, кем я себя считаю», самоотождествление, эго. На санскрите это слово звучит как «аханкара».
Эго – это хорошая вещь. Обычно мы привыкли слышать об эго в негативном смысле: надо избавиться от эго, это плохо, сейчас ты проявил свое эго... Но эго – это неотъемлемая часть любого существа. Каждый, кто живет, обладает пониманием, кто он такой, это нельзя оторвать от сознания, это всегда будет. Даже если вы спросите у того, у кого, например, нет никакого эго: «Ты кто?» Он ответит: «Я тот, у кого нет никакого эго». Значит, эго у него есть. Правильно? Так что эго есть всегда. Там, где жизнь, там эго. Просто есть неправильное эго, или ложное. Допустим, кто-то начинает на сцене думать, что он Наполеон Бонапарт. Тогда про такого человека говорят: «Похоже, у него неправильное понимание, кто он такой». И его отправляют в специальное заведение. А есть истинное эго, или вечное эго. То есть эго всегда существует.
Ведические ученые описали, что эго — это как солнце, освещающее вселенную нашего тела. Оно оживляет и влияет на все остальное, что происходит в нашем сознании. В зависимости от того, кем себя считает человек, у него будут разные ценности, разная мудрость, разум, разная сила, то есть решимость в разных сферах, у него будет разное чувство, где он будет искать безопасность.
Представьте себе крысу. Огромную такую, шубка у нее – помятая и слипшаяся, длинный лысый хвост, красные круглые, как бусинки, глаза, очень добрые, зубы торчат. И она стоит, испуганно озираясь на тех, кто находится рядом. И вот мы сейчас с этой крысой, а это даже не крыса, это крыс, с этим крысом посмотрим, какое у него эго. Сначала спросим у него: «Ты кто?» И как вы думаете, что он ответит? «Я крыс! А кто же еще? Я крыс!» Теперь давайте посмотрим, что для крыса является ценностью? Есть, спать, крысиха, шуба. Шуба важна — не отдам, но крысиха – это ценнее. И вот с другого угла выползает она – крысиха. И он смотрит на нее и понимает: «Очень ценная! Вот оно, совершенство! Вы посмотрите на ее изящный хвост, на эти, как восходящее солнце, красные глаза. Какая у нее шерстка!» И вот он влюбляется в нее просто, очень ценная крысиха. И он смотрит на нас и вообще не понимает – хвоста нет, шерсть только на голове, глаза вообще черные какие-то. И так, знаете, с пренебрежением думает про нас: «Недокрысы». То есть он крыс, и у него ценность — крысиха.
Теперь у него возникают размышления: как достичь крысихи? Как достичь тех ценностей, которые для него важны? Включается мудрость. Как ему достичь этой долгожданной крысихи? Можно шерсть причесать, а потом быстро-быстро бежать, люди сами дорогу дадут, а можно поманить ее сыром и вообще бежать никуда не надо. Бежать украдкой, потому что эти недокрысы могут же и закидать чем-нибудь. Вот это называется разум, мудрость. У крысы вот такая мудрость. Вот если вы спросите у крысы: «Вот как летать так, чтобы не падать?» – то ей неинтересно это, у нее разум не работает в этом направлении. Но как достичь крысихи, он очень хорошо знает. И пока он доползает до нее, возникает множество трудностей. Кто-то начинает кричать, кто-то начинает кидать в него что-то. Но надо же достичь, – и тут нужна воля. И воля тем сильнее, чем больше он убежден: «Я же крыс, для меня это ценно, не сворачивать, никуда не сворачивать». У него появляется большая решимость, потому что ему очень надо. И вот он с большими трудностями доползает, и это называется проявление силы воли. И после того как он достигает, он счастлив.
И вот это вот чувство безопасности означает, что человек, или кто-то, убежден, что он делает самое лучшее, что можно делать. Деньги могут дать безопасность? Могут. И человек, который в этом убежден, их очень серьезно зарабатывает. Потому что он убежден, что это то, что может мне дать безопасность.
Почему бизнесмены зарабатывают деньги? Потому что они считают, что это то, что делает их в безопасности, свободными. Почему художники рисуют? Талантливые художники посвящают этому жизнь. Потому что они чувствуют, что вот это – то, что надо делать. Это лучшее, что надо делать. Поэтому они посвящают свою жизнь этому. Это называется искать прибежище. И вот этот крыс, так как он на сто процентов убежден, что он крыс, у него крысиные ценности, у него сильная крысиная сообразительность, для того чтоб эти ценности достигать, и у него есть сила достигать эти ценности. Если ему скажешь: «Может, тебе кошкой побыть?» Он ответит: «Нет, лучше всего быть крысом!»
То есть это безопасность – это то, где ищет он прибежище, и то, чем он гордится. Он считает, что это самое лучшее, что может быть. У крысы стопроцентная убежденность, что он крыс, и у него нет проблем с поиском себя, не та форма жизни. Это у людей есть такая вещь. И вот теперь представьте, что его убежденность снижается на 25 процентов. Эго стало не сильным, а слабым. Вот у него спрашиваешь: «Ты кто?» Он отвечает: «Ну, наверно, крыс. Я вот точно не знаю...» И как он теперь смотрит на крысиху? Он думает: «А надо вообще, нет? А может, лучше с кошками пообщаться? А может, с собаками?» Как у него будет с мудростью? Непонятно вообще. Как у него с силой воли будет, чтобы достичь крысиху? Кто-то вскрикнул, пока он бежал, и он думает: «А, не надо, наверное». А как у него будет с пониманием, что это лучшее, что может быть: «Наверное, мне надо что-то еще». Вот это признаки того, что у кого-то слабое эго.
Олег Сунцов